< [ на главную ]

О смысле и принципах Linux и Windows.

Предистория:

Эта статья расположена на форуме http://www.onega.su/forum/index.php?PAGE_N...761#message6761 где я ее и прочитал, она мне так понравилась, что я попросил Дмитрия ( DimonMMK ) о возможности напечатать её здесь:

Добрый вечер Дмитрий. Прочитал на Онеге http://www.onega.su/forum/index.php?PAGE_N...761#message6761 , тут у Вас материала на хорошую статью хватит, если есть желание присылайте с удовольствием опубликую ( а то со временем она на форуме уедет вглубь темы ).


Константин, это не статья, просто компиляция. Статья у Каганова на сайте, вот она: http://lleo.aha.ru/dnevnik/2007/06/03.html Мата там нет. Ссылку я в тексте поставил. Я лишь переписал покороче, да хохм в текст накидал.
Хотите- публикуйте, но других материалов кроме того что Вы уже читали, у меня нет. Все писалось прямо на форуме, без черновиков.

Разрешение получено, читайте:

 О смысле и принципах Linux и Windows.

Можно долго говорить о различиях проприетарного и свободного ПО, философии GNU/GPL и остальных сложных и умных (а может, и глупых) вещах, но давайте взглянем на этот вопрос с другой стороны. Обсудим, как вообще в мире капитализма может существовать такое явление как "Свободное Програмное Обеспечение" и за счет чего фирмы, строящие свой бизнес на СПО, вполне даже неплохо себя чувствуют? 
Казалось бы, парадокс- как в мире, где всё завязано на деньгах (а по факту так оно и есть) могут существовать и процветать Opera, Skype, Google? Почему IBM, Novell и Sun все больше сил и средств вкладывают в СПО? ЗАЧЕМ? Почему они даром раздают продукт, с которого в принципе можно получать деньги? Куда подевалась священная корова капитализма- "прибавочная стоимость"? И имеют ли вообще право на существование классические схемы получения прибыли в такой новой для экономики сфере как разработка массового программного обеспечения? 

Классическая схема получения прибыли, которой пользуется M$ и другие "копирасты", всем ясна и понятна.

Код

1. Делаем продукт (тратимся на это) 

2. Продаем продукт (накрутив цену как сможем) 
3. PROFIT!!!

На первый взгляд все справедливо. Но! Задумайтесь, а нет ли здесь нестыковочки? Ведь такой схемой пользовались испокон веков, и сверхприбылей не получали. И вдруг- M$ в одночасье становится богатейшей корпорацией! С чего?.. 

А секрет прост.. 

В данном случае речь идет не о продукте, на изготовление КАЖДОЙ копии которого нужны затраты. Софт разработаный однажды, тиражируется за копеечную цену. Однако каждая его копия предлагается нам "копирастами" за вполне ощутимую сумму (сотни баксов), явно превышающую на несколько порядков стоимость тиражирования и распространения. Не странно ли? 
Да, интеллектуальная собственность. Знаю. Но! Включите телевизор. По ящику круглые сутки идут передачи, являющиеся чьей-то интеллектуальной собственностью. (Насколько к телевидению применимо понятие "интеллект"- обсуждается в другой теме). Вы платите авторам за просмотр каждой из этих передач? И за повторы? НЕТ. Почему? Потому что им за это платит телеканал. Для Вас лично- этот интеллектуальный продукт бесплатен. Вы не платите даже за тиражирование и распространение! 
И на телевизоре, и на мониторе вы видите, в конечном счете, картинку на экране. Однако за одну из картинок требуют денег. 

Почему так? Какого ляха с нас (С КАЖДОГО!) требуют денег за Windows, которая сама по себе вообще-то мало что умеет, будучи лишь средой для работы с минимальным набором прикладного ПО сомнительного (код закрыт) качества? 
В среднем по $100 с каждого пользователя раз в 5 лет. С каждой фирмы- в среднем- $2500 раз в 5 лет. Сто миллиардов долларов в год! Сравнимы ли с этой цифрой затраты на разработку "интеллектуального продукта"? 


НЕТ. А вот с вековой мечтой мира капитала- делать деньги из воздуха- это совместимо на все сто! И таким образом, вышеприведенная схема применительно к разработке проприетарного софта выглядит уже по другому: 

Код

1. Производим продукт (немножко тратимся на разработку) 
2. Создаем ряд мифов о его ценообразовании. (тратимся на "копирастов") 
3. Лоббируем нужные законы (тратимся - в доле с другими- на взятки конгрессменам) 
4. Создаем ряд мифов о его уникальности (тратимся на патентование каждого байта) 
5. Продаем стописятлимонов литров воздуха (лицензий - не продуктов, именно лицензий!на право пользования продуктом, без права перепродажи или дарения!). Задрав цену так как захотим- все патентовано, "копирасты" и конгресс- за нас! 
6. SUPER-SUPER-SUPER-MEGA-PROFIT!!!!!!!!!!!



Возможно, тут кто-то восхитится финансовым гением Билла Гейтса. Но по моему, ничего нового в такой схеме нет, и Билл недалеко ушел от Мавроди. Принципы те же, и уж если есть тут чем восхищаться- так это только тем как всех нас красиво, в три хода, "кидают". 


Ну ладно, закончим о проприетарном софте. С ним все ясно. 
Но как и на чем делают деньги фирмы, продвигающие СПО? В чем секрет ИХ схемы? Разберемся. 

В отличии от схемы №1, составить подобную для СПО непросто. Первое, что приходит на ум- это знаменитая 
схема кальсонных гномов из мультсериала "South Park"., только вместо "Сбор кальсон" в нашем случае будет "Разработка СПО"  

Рисунок 



Что же это за загадочная "Фаза 2", которая позволяет существовать - и неплохо- тому что по законам рынка вроде бы вообще существовать не должно?
Это, как ни странно, социалистический принцип "От каждого - по способностям, каждому- по труду". В свете этого знаменитый плакатик "копирастов" 


Рисунок 


не врет- так оно все и есть. Вот только акценты "копирасты" ставят не там. 

Задумайтесь- сколько человек в мире пользуются СПО? Не секрет, что это уже больше половины всех пользователей компьютеров вообще- поскольку бесплатными браузерами, например, сейчас пользуются повсеместно. Представьте себе охват аудитории. А теперь прикиньте, сколько бы заплатила, например, корпорация Shell за то чтобы наклейка с рекламой ее продукции висела на заднем стекле ПОЛОВИНЫ автомобилей МИРА? 
В этом и суть. Значок Firefox или Opera находится (прямо сейчас!) в левом верхнем углу экрана большинства компьютеров мира. Эмблема Google- вообще стоит стартовой страницей на большинстве браузеров, даже проприетарных. Но это же не совсем реклама, что же разработчики таким образом рекламируют??? 

Они рекламируют СЕБЯ. Просто, да? 


Затраты на производство столь малы (пункты 2,3,4,5 из схемы №2 исключены), а аудитория так огромна, что просто сам значок запущенного приложения является неимоверно эффективной рекламой. К кому пойдут разработчики новых устройств за операционкой или браузером для своих коммуникаторов, телефонов, приставок? К кому обратятся крупные датацентры за движком для собственной системы поиска и индексации, за базой данных? Кому будет заказано ПО для нового информационного портала? Кому закажет Министерство Образования компьютеризацию образовательных учреждений? Кому Правительство отдаст заказ на поставку ПО для госструктур? 

Именно им, поскольку они уже доказали качество своих разработок. И свой подход к ценообразованию- справедливый, от качества и совершенства кода, а не от количества запатентованых модулей! "От каждого- по способностям, каждому- по труду"- потребитель очень любит когда производители не отказываются применять этот принцип К СЕБЕ и своим продуктам. 
А массовое ПО, операционная системма или браузер, тиражированные в таких масштабах, и должны быть бесплатными. В пересчете на аудиторию. Это для фирм-девелоперов- не конечный продукт, а рекламный носитель. 

Так что схема работы производителей и распространителей СПО такова: 

Код

1. Производим полезный и качественый массовый продукт. (тратимся) 
2. Отдаем даром стописятлимонов копий. (засеваем поле семенами) 
3. Получаем пятьтыщ коммерческих заказов (собираем урожай зерна) 
4. Выполняем коммерческие заказы (варим из зерна писяттыщ бочек пива) 
5. Продаем ПО заказчикам (пиво уходит оптом за писятлимонов) 
6. SUPER-PROFIT!!!!


__________________________ 

"Итог: наша торговая психология сильно устарела, мы пока не умеем разбираться в истинных ценах информационного товара массового назначения, мы не понимаем гигантской стоимости нашего внимания, когда нас — миллионы. И этим пользуются те, кто хочет срубить с нас много денег за каждую копию Windows. 
......... 
Мировая цивилизация побеждает мировую жадину. Поздравим себя, товарищи, революция свершилась, наши дети будут жить при информационном коммунизме. Потерпим немного. Будущее у тех, кто уже сегодня благоразумно сел и пишет под Linux."
 (с)Lleo 

3 года назад 
Lleo написал обо всем этом у себя в блоге , я же здесь просто попытался пересказать его статью покороче, добавив пару дополнительных аргументов. Поскольку об этом НУЖНО видимо, говорить чаще чем раз в три года. Пока до всех не дойдет... 


DimonMMK 20.03.2010

< [ на главную ]




Hosted by uCoz